Начнём с базовых понятий, что такое подшипник и зачем он нужен в оборудовании?
Подшипник в нынешнем виде был разработан в конце 19 века. Изначально его делали вручную. В настоящее время подшипники являются одной из наиболее часто используемых деталей машин, поскольку их качение облегчает почти все движения и помогает снизить трение.
Подшипники выполняют две ключевые функции:
- Они передают движение, то есть поддерживают и направляют компоненты, которые вращаются относительно друг друга.
- Они передают силы.
Какие типы подшипников существуют?
- Подшипники качения
- Подшипники скольжения
В подшипнике скольжения элементы движутся в противоположных направлениях по скользящей поверхности.
Подшипники качения имеют внутренние и внешние кольца — разделены телами качения. Эта конструкция создает значительно меньшее трение, чем в подшипники скольжения.
Что такое отказ подшипника?
Проще говоря, отказ подшипника происходит всякий раз, когда подшипник не соответствует ожидаемому сроку службы или расчетным уровням производительности.
Отказы подшипников случаются чаще, чем вы думаете, и даже при тщательном планировании и нормальном обслуживании они все равно могут неожиданно или преждевременно выйти из строя.
Каким образом предел выносливости и коэффициент ожидаемого срока службы подшипника используются для правильного применения? Все начинается с менеджера оригинального оборудования (OEM).
Согласно Flow Control Network, «OEM-производитель выбирает подшипники для каждого применения в соответствии с расчетным сроком службы производителя, основанным на утомительном выкрашивании».
Главной проблемой подшипников является износ
Зачастую износ связан с неправильным уровнем смазки.
В обычных условиях качественный подшипник имеет 90% шансов проработать в течение назначенного срока службы, и 10% шансов выйти из строя в результате процессов выкрашивания, которые происходят в условиях естественной деградации.
Многолетняя статистика доказывает, что качественный подшипник не является залогом успеха, преждевременный выход из строя подшипника в условиях эксплуатации:
- По причине плохой смазки (43% подшипников)
- По причине плохого монтажа (27% подшипников)
Даже лучшая подшипниковая сталь не может компенсировать недостатки смазки (наличие грязи, отсутствие или чрезмерное количество). Отсутсвие или загрязнение смазки влечет за собой перегрев подшипника, что может стать причиной заклинивания подшипника.
В предельных ситуациях смазка в подшипнике может даже воспламениться, так как содержит различные масла и присадки. Причины повреждения подшипников видные невооружённым взглядом:
- Плохая смазка
- Плохой монтаж
- Недостатки уплотнения
- Плохие условия эксплуатации
Все эти причины могут быть устранены на корню до их появления. Что позволит избежать повреждений и продлить срок службы подшипника. Повреждения связанные с качеством подшипника:
- Плохое качество стали
- Неточная внутренняя геометрия
- Дефектные сепараторы и уплотнения подшипника
Данные проблемы так же могут быть выявлены на этапе входного контроля качества продукции или перед монтажными работами.
Вышеописанные причины вызывают более 90% преждевременных отказов подшипников.
Организационные работы по повышению квалификации персонала, профилактика и контроль подшипников позволяют предотвращать большинство дефектов и значительно уменьшить риск возникновения повреждений подшипников.