Затраты на техническое обслуживание как правило занимают основную часть эксплуатационных затрат. Рассмотрим виды технического обслуживания и варианты снижения затрат на него.
Что такое техническое обслуживание и как он проводится? Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) это комплекс различных мероприятия направленных на поддержание работоспособности или ремонта оборудования, чтобы востановить его в исходное исправное состояние для о использования его по назначению. ТОиР могут быть как плановыми (регламентированными), так и неплановыми.
В настоящее время существует несколько различных видов технического обслуживания и ремонтов. Их можно разделить на две категории:
- Профилактическое обслуживание
- Ремонтно-техническое обслуживание
Рассмотрим каждую категорию технического обслуживания и ремонта:
Ремонтно-техническое обслуживание
Это комплекс мероприятий, направленных на устранение поломок. Обычно его применяют для некритичного оборудования, которое можно вывести из строя на некоторое время и провести ремонт без значительных затрат и простоев предприятий.
Затраты на техническое обслуживание в США катастрофически выросли за последние 10 лет. В 1981 г. местные заводы расходовали более 600 миллиардов долларов на техническое обслуживание основных заводских систем. К 1991, расходы увеличились до более чем 800 миллиардов долларов, а к 2000 достигли 1,2 триллиона долларов. Эти оценки показывают, что от одной трети до половины затрат на техническое обслуживание теряются из-за неэффективных методов управления затратами. По этому компании стали смотреть в область новых подходов, которые позволят снизить затраты на техническое обслуживания и повысить надежность оборудования, так появилась профилактическое обслуживание.
Профилактическое обслуживание
Это комплекс мероприятий, которые направленны на предотвращение выхода оборудования из строя до поломок. Можно выделить несколько типов профилактического обслуживания:
- Плановое техническое обслуживание (ПТО)
- Техническое обслуживание по состоянию (CBM)
Плановое техническое обслуживание (ПТО)
Плановое обслуживание – это заранее рассчитанное время, через которые требуется провести ряд работ по повышению надежности оборудования. Это может быть повторяющаяся задача, выполняемая через определенные промежутки времени, или разовая задача. Плановое обслуживание включает проверки, регулировки, регулярное обслуживание и плановые остановки.
Примером планового технического обслуживания, проводимого с повторяющимися интервалами, является замена подшипника на конвейерной ленте каждые 30 дней или проверка состояния двигателя каждые 90 дней.
Основными целями планового обслуживания являются сокращение объемов реактивного обслуживания, снизить количество отказов оборудования. Стандартные проверки помогают продлить срок службы активов, но при этом требуют дополнительных затрат времени и денег, так как зачастую делаются заблаговременно до выхода из стоя компонентов оборудования.
Техническое обслуживание по состоянию (CBM)
Техническое обслуживание по состояния (CBM) — это стратегия технического обслуживания, которая отслеживает фактическое состояние актива на основе мониторинга состояния, чтобы решить, какие действия и в какой момент принимать. CBM требует, чтобы обслуживание выполнялось только тогда, когда определенные индикаторы показывают признаки снижения производительности или предстоящего отказа. Проверка машины по этим показателям может включать неинвазивные измерения, визуальный осмотр, данные о производительности и запланированные тесты. Затем данные о состоянии можно собирать через определенные промежутки времени или непрерывно (с помощью системы мониторинга состояния). Техническое обслуживание по состоянию может применяться к критически важным и некритическим активам.
В отличие от планового технического обслуживания (ПТО), где техническое обслуживание выполняется на основе заранее определенных запланированных интервалов, техническое обслуживание на основе состояния выполняется только после наблюдения за ухудшением состояния оборудования. По сравнению с профилактическим обслуживанием это увеличивает время между ремонтными работами, поскольку техническое обслуживание выполняется по мере необходимости.
Чтобы техническое обслуживание на основе состояния было успешным, необходимо наличие нескольких методов диагностики и наличия исторических данных для принятия правильного решения.
Базовые принципы технического обслуживания по состоянию
Мы рассмотрели различные виды технического обслуживания. Но это все теория, давайте попробуем рассмотреть процесс смазки и отнести его к различным видам технического обслуживания. Процесс смазки можно отнесли к любому из типов технического обслуживания в зависимости от подхода к ней. На практике мы замечаем, что существует множество стратегий смазывания подшипников. Вот некоторые стратегии по смазыванию которые мы встречали:
- Подход «Нет подхода» — кто-то иногда ходит и смазывает что и чем не известно.
- Подход «Чувства основное» — основанный на специалисте, который опирается на свое чувство и производит процесс смазывания в тот момент когда сам считает это нужным. Специалист сам определяет какой из подшипников нуждается в смазке и какое количество требуется.
- Подход «Друг сказал мне» — кто-то, когда-то разработал план по смазке, который прекрасно работает по его мнению и делится им со всеми коллегами. Но машины, как люди: уникальны во многих мелких деталей и их состояние постоянно меняется. Данный подход может быть хорошим для одного типа подшипников, но не применим для другого.
- Подход «Основанный на времени» — единоразовый расчёт количества и интервала. Дальнейшая работа по данному графику. Данный подход имеет недостатки так как зачастую не учитывает изменения температуры окружающей среды, нагрузку на подшипник, которая может быть переменна, а самое главное старение подшипника в целом.
Мы прекрасно знаем, что существует много различных факторов, влияющих на расчеты: температура, нагрузка, скорость, вибрация, влажность, загрязнение, режим начала/остановки работы, переменные условия эксплуатации. Однако, мы пренебрегаем ими на практике.
Ультразвуковое решение LUBExpert позволяют перейти к интеллектуальному подходу смазывания. Прибор сам рассчитывает оптимальное количество смазки и сообщает оператору сколько требуется внести в данный момент. Учет всех активов в программном обеспечении позволяет контролировать состояние подшипника и выполнение процедуры смазывания (интервал, расход смазки и многие другие параметры). На основе этих данных вы можете корректировать программу смазки под себя. Оптимальная программа смазки позволяет продлить срок службы подшипника в несколько раз.