Измерение толщины шлангов, резиновых трубопроводов, шин, листов резины, покрытий, элластичных баллонов

3 сентября 2021

УЗ толщиномеры могут быть эффективно использованы для измерения толщины резиновых изделий. Принципиальное преимущество УЗ методов измерения заключается в том, что необходим доступ только к одной стороне резиновых изделий таких, как шины, шланги или перчатки. При этом нет необходимости разрезать изделие, чтобы произвести моментальные цифровые измерения толщины. Небольшие портативные толщиномеры с цифровым отсчетом могут быть использованы в большинстве ручных измерений, другие системы УЗ толщинометрии могут обеспечить измерение в процессе производства резиновых изделий. Хотя многие резиновые изделия поддаются измерениям УЗ методами, но, как правило, резина является плохим проводником УЗ колебаний. УЗ колебания стремятся к быстрому затуханию в некоторых резиновых изделиях (особенно в невулканизированной (сырой) резине и в вулканизированном бутил-каучуке), в результате верхний предел измерения толщины ограничивается. По причине широкого диапазона скоростей звука и коэффициентов затухания во всем многообразии резиновых материалов, для контроля конкретных изделий необходимо корректно выбрать комбинацию толщиномера и ПЭП.

Шланги, резиновый трубопровод

Измерение толщины резиновых труб и шлангов является важным фактором в процессе управления качеством выпускаемой продукции. УЗ толщиномеры способны обеспечить мгновенные измерения толщины посредством контакта ПЭП только с одной стороной изделия.

При этом нет необходимости разрезать изделие или вырезать его часть. Минимальный диаметр контролируемых труб обычно ограничивается значением 2,0 мм, хотя тонкостенные резиновые трубы для обеспечения измерений толщины могут быть сплющены. Контроль суммарной толщины некоторых резиновых шлангов, армированных такими материалами, как стекловолокно или стальная проволока, может быть затруднен или даже невозможен.

Оборудование:
Рекомендация по выбору прибора и ПЭП зависит от многих переменных параметров, из которых диаметр шланга, диапазон толщин и тип резины являются наиболее важный. Обычно, резиновый шланг с минимальным диаметром 2,0 мм или максимальной толщиной стенки 3 мм может быть проконтролирован с использованием УЗ толщиномеров серии 35 и контактных ПЭП на 10 МГЦ или 20MHz с номинальной точностью ±0,05 мм или даже с более высокой. Для измерения толщины стенки резиновых трубопроводов, имеющими значение толщины более, чем 3 мм, возможно будет необходимо использовать толщиномеры серии HP и контактный ПЭП M106.

Листы, покрытия

Резиновые листы и покрытия тяжело поддаются измерениям толщины стандартными методами. Используя УЗ толщиномеры, любая точка всей поверхности (а не только по краям) резинового листа доступна для измерения толщины даже при отсутствии контакта с противоположной стороной. УЗ волны распространяются внутрь резинового покрытия и отражаются от границы раздела резина-подложка. Акустической границей раздела может быть граница резина-сталь, резина-пластик и т.п. В каждом конкретном случае применения УЗ толщинометрии важно точно знать акустические условия контроля, так как контроль резинового покрытия на определенном материале может потребовать для поддержания необходимой точности измерения специальных параметров настройки. УЗ толщинометрия резиновых изделий может проводиться ручным способом или в полуавтоматическом режиме.

Оборудование:
Ручные измерения толщины резиновых листов могут быть выполнены с использованием толщиномеров моделей серии 38. Обычно, эти переносные толщиномеры в комбинации с контактными ПЭП на 5 MГц или 10 MГц обеспечивают измерение толщины в диапазоне от 0,12 до 6 мм. Толстостенная резина или резина с большим коэффициентом затухания УЗ колебаний может быть проконтролирована с использованием этих моделей версии HP, которые обеспечивают высокую проникающую способность. Измерения толщины стенки в процессе производства резиновых листов возможно провести, применяя толщиномер модели 27MG.

Шины, элластичные баллоны

Для многих типов резиновых шин их производителям часто необходимо знать общую толщину резинового слоя или расстояние до стального или волоконного корда. С применением УЗ методов толщину резины можно измерить эффективно и без ее разрушения. Это делается посредством ввода УЗ колебаний в шину с наружной стороны. УЗ колебания будут отражаться от слоя стального или волоконного корда и в этом случае будет определена глубина залегания корда, а при его отсутствии УЗ отразится от внутренней поверхности шины. Настроенный на соответствующую скорость звука в резине, толщиномер отобразит толщину в цифровом виде.

В связи с тем, что во многих типах резины высокочастотные УЗ колебания очень сильно затухают, измерение суммарной толщины или расстояния до корда в определенных толстостенных шинах или в шинах большого диаметра может быть затруднено. Внешняя конфигурация и внутренняя структура шины могут доставить дополнительные сложности в измерении толщины.

Оборудование:
В зависимости от области использования и применения существует множество возможных способов измерения толщины резиновых шин. Для шин легковых и грузовых автомобилей расположение стального или тканного корда может быть определено посредством применения толщиномеров серии HP. Эти приборы в комбинации с контактными ПЭП М106 или М103 обычно позволяют проводить измерения в диапазоне толщин 3 до 25 мм с номинальной точностью порядка 0,25 мм или даже лучше. Если расстояние до стального брекера или волоконного кордового слоя превышает 25 мм, то возможно использование толщиномера с ПЭП М2008. Эта комбинация обычно обеспечивает проникновение УЗ колебаний вглубь резины на несколько десятков мм.


Для получения дополнительной информации по этим системам обращайтесь в Диагност – официальный представитель Olympus (Panametrics).

Ультразвуковой толщиномер 38DL PLUS | Olympus
Используется с раз­дельно-совмещенными преобразователями для измерения утонения стенок корродированных труб, включает режимы THRU-COAT и Эхо-эхо.
Ультразвуковой толщиномер 27MG | Olympus
Доступный по цене ультразвуковой толщиномер, предназначенный для прецизионных измерений толщины корродированных стенок металлических труб, при одностороннем доступе к объекту контроля.