C. David Whitefield, P.E.
Главный инженер компании Bently Nevada dave.whitefield@ge.com
На многих промышленных предприятиях используются средние и крупные электродвигатели переменного тока (рисунок 1) в качестве приводов для больших компрессоров, насосов, нагнетателей и вентиляторов. Большинство электродвигателей данного типа оснащены подшипниками скольжения. Техническое состояние таких электродвигателей контролируется при помощи систем мониторинга Bently Nevada 3500.
Рис. 1
Проблема
Система 3500 является эффективным решением для вибромониторинга роторов электродвигателей и диагностики дефектов подшипников. Еще одна распространенная неисправность электродвигателей – это ухудшение состояния изоляции обмоток статора. Дефекты статора и подшипников (диагностируемые путем измерения уровня вибрации), составляют более 75 процентов всех дефектов электродвигателей. Необходимость диагностики дефектов статора электродвигателей очевидна, тем не менее, практически ни одна система online мониторинга не может использоваться для этого. Существующие на сегодняшний день технологии мониторинга состояния электродвигателей можно разделить на две категории – offline и online мониторинг.
Offline мониторинг
Эта технология мониторинга состояния применяется тогда, когда электродвигатель остановлен, охлажден и отключен от сети. Она предполагает использование портативной диагностической аппаратуры. В этом случае применяются следующие методы диагностики:
- Измерение электрической емкости и тангенса угла потерь (C & DF), проводится при температуре окружающей среды.
- Измерение сопротивления изоляции (IR) и степени поляризации (PI) при помощи мегаомметра, высоковольтное испытание постоянным и переменным током, измерение частичных разрядов (PD), коэффициента мощности или тангенса угла потерь и другие электрические испытания, необходимые для оценки состояния изоляции обмоток статора.
- Анализ частичных разрядов: данный метод диагностики отслеживает появление мельчайших электрических разрядов в микрополостях изоляции обмоток, которые возникают по мере ухудшения состояния изоляции. С этой целью используется как стационарная, так и портативная аппаратура.
Помимо вышеупомянутых технологий мониторинга состояния электродвигателей, для более эффективной диагностики и оценки их состояния могут использоваться идругие методы диагностики.